Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по жалобам глав поселений Городищенского и Дубовского районов Волгограджской области о нарушениях в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее – Министерство) в сфере охраны окружающей среды.
В частности, при анализе материалов рабочих встреч, проведенных Министерством по вопросам организации порядка сбора и вывоза отходов на территории муниципальных районов и разработки стратегии с последующим вывозом на полигоны ТБО, выявлены факты, свидетельствующие об ограничении конкуренции.
Так, 17.11.2014 г. проведена рабочая встреча сотрудников Министерства под руководством первого заместителя министра Тасуева С.Р. с представителем администрации Дубовского района с участием сотрудников ООО «Чистый город», о чем составлен протокол от того же числа.
Между тем, присутствие на совещании с подачи Министерства представителя одного хозяйствующего субъекта – перевозчика отходов ООО «Чистый город» ничем не оправдано и может привести к ограничению конкуренции на рынке поставщиков услуги по сбору и вывозу отходов. Транспортирование отходов не относится к видам деятельности, подлежащей лицензированию, соответственно, может осуществляться любой организацией и индивидуальным предпринимателем.
Более того, ограничивается право определения объекта размещения отходов ТБО, т.е. полигона ТБО, куда Министерство позиционирует вывозить с Дубовского и Городищенского районов отходы. Так, согласно Государственного реестра объекта размещения отходов (далее – ГРОРО), требования о включении в который установлены действующим законодательством как обязательные при выборе полигона, куда размещаются отходы ТБО (п. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»), помимо предлагаемых Министерством двух полигонов ТБО в г. Камышин (эксплуатируется ООО «Спецавтотранс») и г. Волжском (эксплуатируется ООО «Волга-Бизнес»), существует полигон ТБО на территории также граничащего с Дубовским — Городищенского района, эксплуатируемый ООО «Экомастер» (приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 № 592), что подтверждает факт создания действиями сотрудников Министерства дискриминационных условий на рынке размещения отходов на полигонах ТБО области.
Аналогичные рабочие встречи в присутствии выборочных представителей бизнес-сообщества были проведены и запротоколированы с участием представителей администрации Светлоярского и Октябрьского районов (ООО «РосПромЭко»), а также Среднеахтубинского, Ленинского районов и г.Волжский (с участием представителей единственного перевозчика ООО «Чистый город»).
Данная информация направлена в адрес УФАС региона для принятия решения о наличии в действиях первого заместителя министра Тасуева С.Р., а также иных должностных лиц Министерства, нарушений антимонопольного законодательства в части ограничения конкуренции для решения вопроса о возбуждении прокурором административного производства по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ (решение пока не принято).
Следует также отметить, что описанные действия сотрудников Министерства явились условием, способствующим совершению аналогичных нарушений в части ограничения конкуренции со стороны 5 органов МСУ Городищенского и Среднеахтубинского районов, главы которых начали издавать правовые акты, устанавливающие запрет размещения отходов на территории поселения и определяющие конкретное предприятие, эксплуатирующее полигон ТБО, что выявлено прокуратурой в ходе другой проверки в рамках надзора за нормативными правовыми актами. Прокуратурой принесено 6 протестов, в отношении глав поселений, их принявших, готовятся материалы в орган антимонопольной службы для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Кроме того, в требованиях Министерства также указывалось на запрет до конца 2014 года к использованию временных объектов для размещения отходов в поселениях вышеназванных районов и необходимости вывоза отходов с 01.01.2015 г. только на лицензируемые полигоны ТБО ООО «Волга-Бизнес», ООО «РосПромЭко» и ООО «Спецавтотранс». Вместе с тем, Министерство требовало прекратить эксплуатацию санкционированных свалок в поселениях без учета того, организован ли сбор и вывоз отходов на лицензированные полигоны, доступными ли окажутся для населения новые тарифы?
Своими требованиями Министерство переложило полностью решение проблем в области экологической реабилитации сельских территорий на глав местного самоуправления, прикрываясь красивой фразой об определении органами местного самоуправления «оптимальной и эффективной системы сбора и транспортировки отходов при наиболее доступных тарифах для населения», обстановкой о реальном положении дел не располагая.
Так, по подсчетам специалистов плата за вывоз отходов только с территории г. Дубовки на полигоны ТБО, включенные в ГРОРО, увеличится с 50 руб. на 1 человека, проживающего в частном секторе, до 297 рублей в г. Волжский (полигон расположен на расстоянии 80 км.), до 432 рублей в г. Камышин (полигон расположен на расстоянии 150 км.). Указанное не исключает роста социальной напряженности в районе, наоборот, способствует ему.
Кроме того, принятая в регионе подпрограмма «Обращение с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами на территории Волгоградской области», утвержденная Постановлением Правительства Волгоградской обл. от 11.07.2014 N 329-п, рассчитана на 2014 — 2016 годы. Программа предусматривает строительство (модернизацию), дооснащение межмуниципальных объектов инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Волгоградской области (межмуниципальных полигонов ТКО, межмуниципальных мусоросортировочных комплексов и межмуниципальных мусороперегрузочных станций); создание условий для развития производств по использованию вторичных ресурсов на территории Волгоградской области.
Общий прогнозный объем финансирования подпрограммы составляет 1508900 тыс. рублей. Вместе с тем, реализация ее Министерством природных ресурсов и экологии Волгоградской области снова планируется за счет средств внебюджетных источников — лиц, эксплуатирующих в настоящее время на территории Волгоградской области объекты размещения ТКО, а также лиц, планируемых к привлечению для создания межмуниципальных объектов инфраструктуры обращения с ТКО.
Более того, финансирование планируется в рамках концессионных соглашений, инвестиционных проектов или других форм взаимодействия, заключаемых органами местного самоуправления с конкретными лицами-исполнителями.
Как показала практика реализации предыдущих концессионных соглашений, отсутствие бюджетного финансирование (порядок которого строго регламентирован и предусматривает жесткую ответственность), а в данном случае и перекладывание ответственности на ОМС, приводит к неэффективности исполнения программ и ослаблению или отсутствию контроля со стороны Министерства. Таким образом, в качестве финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, должны быть предусмотрены средства регионального бюджета, иначе эффективного сдвига в направлении должной организации сферы обращения с отходами в регионе не произойдет.
По результатам проверки внесено представление в адрес Министерства, а также с анализом состояния законности в сфере обращения с отходами — информация губернатору (в стадии рассмотрения).
Подготовлено по информации Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры