Контроль-счётная палата Волгоградской области проанализировала эффективность субсидирования в сфере сельского хозяйства и пришла к неутешительным выводам. Господдержка сельхозпроизводителей с каждым годом увеличивается, однако новых налоговых поступлений в бюджете области не появляется. Почему так происходит?
Расходы федерального и областного бюджетов на субсидирование СХ за последние четыре года существенно возросли. Согласно отчетности большинства сельхозтоваропроизводителей Волгоградской области, господдержка, оказанная им в 2014 году, увеличилась по сравнению с 2012 годом на 40%, однако общая сумма уплаченных ими налогов снизилась за тот же период почти на 5 процентов.
Контрольно-счётная палата видит основную причину сложившейся ситуации в недостатке хранилищ и перерабатывающих предприятий на территории Волгоградской области. Ведь являясь крупным производителем зерновых и овощных культур, из нашей области многие товары вывозятся в другие регионы. Так, овощная продукция, произведенная ООО «Агрокомплекс «Волжский», в 2014 году полностью, а в первом полугодии 2015 года – на 88%, вывезена за пределы Волгоградской области. Аналогичная ситуация складывается и у получателей государственной поддержки в животноводческой отрасли.
Между тем такое важное направление господдержки, как техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственного производства, в 2014 году из средств федерального бюджета не субсидировалось вообще, а региональная субсидия на эти цели была незначительной. Законом об областном бюджете на 2015 год предусмотрено только погашение имевшейся кредиторской задолженности.
Несомненно, отметили в КСП, что большинство сельхозпредприятий области без государственной поддержки являлись бы убыточными, в том числе и ввиду большой кредитной нагрузки. Однако внушительные объемы бюджетной помощи подчас тоже не в состоянии обеспечить стабильную финансово-хозяйственную деятельность организаций АПК.
Тем более, что порой комитет сельского хозяйства недостаточно следит за фактическим использованием субсидируемого оборудования. Ряд сельхозтоваропроизводителей дорогостоящим техническим оснащением, приобретенным за счет кредитных средств с возмещаемыми по ним из бюджета процентами, не пользуется. Так, филиалом ЗАО «Агро Инвест» в Волгограде не используется оборудование стоимостью 10 млн. руб., приобретенное еще в 2011-2012 годах. Два зерноуборочных комбайна стоимостью 15,3 млн. руб., приобретенных КХК АО «Краснодонское», уже в течение пяти лет и по настоящее время находятся в аренде общества, расположенного в Новосибирской области.
Вместе с тем приобретенное филиалом ЗАО «Агро-Инвест» в Волгограде в 2011 и 2012 годах и эксплуатируемое оборудование общей стоимостью 159,6 млн. руб. не принято к бухгалтерскому учету, в результате чего налог на имущество на стоимость этого оборудования не начислялся.
В ряде случаев субсидирование не способствовало и увеличению поголовья специализированных мясных пород скота. Встречными проверками в 9 фермерских хозяйствах – получателях субсидий за увеличение коров мясного направления установлено, что два К(Ф)Х на момент проведения контрольного мероприятия прекратили свою деятельность (размер полученных ими субсидий составил без малого 2 млн. руб.), столько же хозяйств – документально не подтвердили приобретение субсидируемого поголовья коров, более того, поголовье КРС в одном из них на момент проверки отсутствовало (субсидия на 276,4 тыс. рублей). Дважды были представлены акты на безвозмездную передачу коров от одного супруга – другому. Деньги используются не по назначению, а не на приобретение поголовья скота.
В целях поддержки сельхозтоваропроизводителей Волгоградской области и обеспечения населения региона продукцией местного производства, КСП рекомендовала органам исполнительной власти рассмотреть вопрос о создании условий для привлечения инвестиций на строительство и реконструкцию на территории области предприятий по переработке и хранению плодоовощной продукции, а также по глубокой переработке зерновых культур.
Материалы проверки направлены в областной парламент, Губернатору Волгоградской области, областную прокуратуру, правоохранительные органы, а также в Управление ФНС по Волгоградской области, в части рассмотрения факта возможного уклонении от уплаты налога на имущество организаций.