Церемония открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, ставшая главным событием дня, в зарубежных СМИ получила очень много неоднозначных оценок. Журналисты подробно разбирали каждый момент и нюанс олимпийской церемонии, трактуя и разбирая его на мельчайшие идеологические детали. Палитра выводов при этом получилась далеко не радужной. Начиная от спокойной констатации факта «это лубочная Россия и потемкинские деревни», СМИ перешли к тревожным наблюдениям о «беспомощности карликов перед «новой» Россией» , которую показали на церемонии всему миру.
Пожалуй единственный комплиментарный отзыв Олимпиада получила от американской газеты USA Today. «После нескольких недель переживаний и опасений за успех церемонии кто бы мог подумать, что самой крупной неудачей станет неисправность одного из олимпийских колец? Если бы не это происшествие, можно было бы утверждать, что игры, яростно критикуемые за астрономический бюджет в $51 млрд и вызывавшие сильные опасения по поводу террористической угрозы, начались с ошеломительного успеха».
Тем не менее, газета, чей отзыв оказался едва ли не самым благожелательным, не упускает случая заметить, что «подобные грандиозные шоу могут позволить себе только такие страны, как Россия и Китай, потому что никакая демократия не позволит тратить столько денег».
Тысячи слов мифотворчества
Другая крупная американская газета, The New York Times, делает акцент на содержании церемонии: «Главным ее посланием стало: Россия возвращается. (Куда она направляется, учитывая замедление экономического роста, нарушения прав человека, подавление политического инакомыслия — это уже вопрос на завтра.)» Пока же церемония открытия продемонстрировала «чистое великолепие и национальную гордость», вкупе, однако, с «доморощенным мифотворчеством и самовозвеличиванием».
Корреспондент увидел в шоу открытия намеки на трагические моменты истории СССР, такие как сталинские чистки и ГУЛАГ, сделав вывод, что представление о себе новой, воссозданной России сильно отличается от того, что предъявил миру СССР в 1980г. The New York Times оценивает церемонию открытия Олимпиады как «представление миру воссозданной России, которая кардинально отличается от СССР». Издание отмечает, что в отличие от церемоний в Лондоне-2012, где все сводилось к самоиронии, или Пекине-2008, где основным было стремление заявить о появлении новой державы, церемония открытия Игр в Сочи – это скорее тост за придумывание заново.
В отличие от американской прессы, англичане из The Guardian сочли, что церемония не содержала «ни намека на сталинские репрессии» и вместе с тем была «удивительным образом совершенно лишена националистической помпы». «Это скорее эстетическое, чем идеологическое изображение российской истории», — резюмирует The Guardian.
С точки зрения газеты, главным действующим лицом церемонии открытия стал российский президент Владимир Путин: несмотря на то, что ему предстояло произнести лишь несколько фраз, «торжествующая улыбка на его лице стоила тысячи слов».
Для него эти две недели должны стать кульминацией политической карьеры». Газета также отметила многозначительное отсутствие ряда мировых лидеров на шоу, не удержавшись от ироничного замечания в адрес президента Украины Викторы Януковича, пустое сиденье рядом с которым, «вероятно, предназначалось для ЕС».
Скандалы без гостей
Канадская The National Post, не вдаваясь в подробности церемонии, посвятила статью якобы противоречивым фигурам факелоносцев. Упомянув о предшествовавшем Олимпиаде международном скандале, связанном с законом «о запрете гомосексуальной пропаганды несовершеннолетним», газета делает акцент на том, что открытие, счастливо избежав щекотливой темы, все же не обошлось без намека на дискриминацию, правда, другого рода.
Издание не упускает случая напомнить, что трехкратная олимпийская чемпионка, член партии «Единая Россия» Ирина Роднина, которой вместе с легендарным вратарем Владиславом Третьяком зажгла Олимпийский огонь, недавно разместила в своем микроблоге Twitter фотографию президента США Барака Обамы с супругой, которую многие сочли расистской, и не извинилась за свой поступок, сославшись на свободу слова. Все остальное, по-видимому, интересовало газету лишь как фон к скандалу, о котором давно забыли.
Еще одно издание акцентировало внимание на гомосексуальной теме: испанская El Mundo считает, что выступивший в начале церемонии открытия дуэт t.A.T.u. не попал на телеэкраны из-за дискриминации. Саму церемонию открытия газета сочла «сплошной апологией величия Матери-России», при этом мужской хор московского Сретенского монастыря, исполнявший Гимн РФ, был почему-то назван «хором министерства внутренних дел». Испанской прессе бывает присуща некоторая небрежность в деталях.
Одной из самых сдержанных стала реакция Шведского радио (Sverigesradio). «Радующая глаз, поучительная, развлекательная, временами помпезная и несколько перенасыщенная, эта церемония, как и в прежние времена, была проведена с намерением показать принимающую страну с самой лучшей стороны».
Шведские журналисты также упомянули отсутствие на открытии Олимпиады президента Франции Франсуа Олланда, президента США Барака Обамы, премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, как и премьер-министра Швеции Фредрика Рейнфельдта, однако не забыли сообщить о предстоящем визите короля Карла XVI Густава и королевы Сильвии на Игры в качестве болельщиков национальной сборной. Приезд коронованных особ намечен на 14-16 февраля.
Potemkinskie derevni в полной тревоге
С мнением скандинавских журналистов резко диссонирует отзыв The Washington Post. Американская газета не нашла ни одного доброго слова ни для церемонии, ни для ее организаторов, ни для России в целом. С самого начала издание берет предельно агрессивный тон: «Колоссальная церемония стоимостью в $51 млрд — плод деструктивной мегаломании, словно делает нас соучастниками тошнотворного преступления». В подобных выражениях написана вся статья. По мнению газеты, Олимпийские игры — «Потемкинская деревня (американским журналистам хорошо известно выражение the Potemkin village), хитроумный фасад, созданный, чтобы украсить имидж маленького, неприятного, холоднолицего человека, который обожает позировать с голым торсом, чтобы казаться выше».
Пройдясь по президенту РФ, американские журналисты обращают взор на город Сочи и видят «ковры, списанные в утиль», «$30 млрд из 51-миллиардного бюджета, потраченные на малопонятное «наблюдение» — если только не имелись в виду постельные клопы» и тому подобные прелести жизни. Оформление церемонии также вызвало брезгливое неприятие американцев: «многометровые конструкции, чья цель — низвести людей до карликов, внушив им беспомощность перед «новым» российским государством».
«Это самая тревожная Олимпиада современности, омраченная подавлением инакомыслящих, страхами и опасениями, мятежами на границах, кампанией против геев», — делают вывод журналисты. Досталось даже президенту Международного Олимпийского Комитета Томасу Баху, заявившему на церемонии открытия, что та прошла практически без проблем, за исключением мелких недочетов». «Фарс» — так мрачно газета подвела итог речи главы МОК.
От Петра до Мира
Тем не менее, были и положительные отзывы о Олимпиаде. Французская газета Le Monde отозвалась о церемонии в нейтрально-положительных тонах «Когда на подготовку уходит 37 млрд евро, нельзя не ожидать помпы», пишет издание. «Вне всяких сомнений, гостям понравлась церемония открытия, в ходе которой была представлена вся история вечной России. Для начала — немного средневековья, потом немного царизма, немного большевизма и наконец — нынешняя Россия, Россия побеждающая».
Немецкая Die Zeit язвительно назвала церемонию «Вечером символизма по Фрейду». «Например, олимпийское кольцо, символизирующее Северную Америку, так и не раскрылось — уж не месть ли это за отсутствие Обамы?»
Издание также упомянуло радужную форму немецкой сборной: «Вряд ли она на самом деле призвана символизировать поддержку ЛГБТ сообщества, но если ее вопринимают именно так — что ж, тем лучше». Не были обойдены внимание и другие детали церемонии — так, перед началом церемонии хор исполнял песни британской рок-группы Queen, вокалист которой, Фредди Меркьюри, являлся гомосексуалом и умер от СПИДа в 1991г. «Организаторы, конечно, не задумывались над тем, какой эффект произведут исполняемые композиции, однако в этом и есть красота искусства — оно умнее тех, кто пытается использовать его в своих целях и говорит само за себя» — заключило издание.
Телеканал France TV назвал церемонию открытия «поэтической», отметив отсылки к классическому русскому балету. Телеканал отметил нераскрывшееся пятое олимпийское кольцо, добавив, тем не менее, что «данная оплошность была единственной в церемонии, длившейся около трех часов», а также и то, что в российской телетрансляции кольцо показано не было: вместо него телезрители увидели сьемки гостей олимпиады на трибунах.
«В целом, традиционно торжественная и монументальная церемония открытия противопоставлена новаторству Лондонской олимпиады в 2012г. Чехов, Гагарин, Эйзенштейн, персонажи фольклора, идущие за девочкой на шаре. Путешествие в прошлое от Петра Великого до «Войны и Мира», высказывается итальянская La Repubblica. Газета упомянула и лично президента России.
«Когда хор торжественно исполнил гимн России, на глазах Владимира Путина проступили слезы. Кто знает, возможно, в момент открытия игр — кульминации культа личности — хозяин Кремля почувствовал себя несокрушимым патриотом в духе Михаила Строгова (главный герой одноименного романа Жюль Верна)», — заключила газета.
Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/08/02/2014/904096.shtml