В Волгограде для незрячих и слабовидящих детей пройдут серии коррекционно-развивающих занятий «Картинка без запинки». «Цель программы занятий – обогатить знания детей с глубокими нарушениями зрения об окружающем мире, развить речь, творческое воображение, зрительно-тактильное восприятие, изобретательскую смекалку, наблюдательность, умение сопоставлять, дифференцировать, обобщать и анализировать задействовав, при этом, одновременно максимально возможное количество органов чувств: зрение, осязание и слух ребёнка» – рассказывает автор методики,доцент кафедры специальной педагогики и психологии ВГСПУ, тифлопедагог проекта Татьяна Петровна Малкова.
Одновременное использование в образовательном процессе большинства органов чувств незрячих и слабовидящих детей стало возможным благодаря внедрению инновационных компьютерных технологий, основанных на использовании обучающей системы IVEO Hands-on-Learning (сенсорный планшет IVEO и специальное программное обеспечение) и устройств производства тактильной графики. Система с помощью специальной компьютерной программы позволяет «привязывать» звуковые файлы и другую информацию к любой точке отпечатанного визуального или рельефного изображения, размещённого на сенсорном планшетеIVEO. А использование устройств производства тактильной графики даёт возможность сделать любое изображение рельефным, что обеспечивает работу с обучающей системой незрячим детям.
Не смотря на множество сложных терминов, на практике всё выглядит достаточно просто. «На планшете, подключённом к персональному компьютеру, размещается изображение, в нашем случае это фотографии животных. Ребёнок просто прикасается к той или иной части изображения, а компьютер при помощи программы синтеза речи озвучивает ему, название того элемента, которого он коснулся. К изображению можно также прикрепить любые звуковые файлы, например голоса животных или птиц» – рассказывает Татьяна Малкова. Занятия будут проведены по двум методикам: слабовидящие дети работают с цветным изображением, а незрячие с тактильным.
Занятия по новей программе планируется провести в Волгоградской специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернат № 6 24 апреля и Михайловской специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате для слабовидящих детей 6 мая.
В марте-апреле была проведена долгая кропотливая работа «Творческой мастерской» по разработке и изготовлению озвученных учебных рельефно-графических пособий. «Вначале были тщательно отобраны изображения животных, размещённых на белом фоне. Это необходимо для того, чтобы лишнее не отвлекало внимание ребёнка от восприятия основного объекта – рассказывает один из добровольцев проекта, студентка Волгоградского социально-педагогического университета Эмма Татевосян – Причём на изображении у животных должны хорошо просматриваться все отличительные особенности: усы, лапы, хвост и так далее. Затем изображение конвертировалось в электронный формат и, с помощью специальной компьютерной программы IVEO Creator к отдельным элементам изображения прикреплялась описательная часть в текстовом и звуковом виде. Далее изображение распечатывалось в цветном варианте для слабовидящих деток. Из цветного варианта отпечатанного изображения путём обрисовки контура и основных особенностей того или иного животного делался схематичный чёрно-белый рисунок. После этого рисунок копировался на специальную капсульную бумагу, на которой после прогона через устройство по созданию тактильной графики, он становился выпуклым. Такие тактильные картинки нужны для занятий с незрячими ребятами».
Коррекционно-развивающая программа разработана в рамках проекта «Современные информационные технологии в образовании незрячих и слабовидящих детей», который реализует Волгоградская ассоциация незрячих специалистов «Надежда» на средства субсидии Правительства Волгоградской области социально ориентированным некоммерческим организациям для реализации социально-значимых проектов.
По словам менеджера ВАНС «Надежда» Рыбникова Евгения проект направлен на улучшение качества образования и реабилитации незрячих и слабовидящих детей: «В рамках проекта предполагается разработать и провести серию коррекционно-развивающих занятий с незрячими и слабовидящими детьми, основанных на использовании сенсорных планшетов IVEO и устройств производства тактильной графики; подготовить и издать брошюру «Методические рекомендации по применению сенсорных планшетов IVEO и устройств производства тактильной графики в обучении незрячих и слабовидящих детей»; провести семинары для педагогов образовательных учреждений и родителей детей инвалидов «Применение сенсорных планшетов IVEO и устройств производства тактильной графики в обучении незрячих и слабовидящих детей»; создать библиотеку методических материалов (озвученных учебных рельефно-графических пособий) для работы с незрячими и слабовидящими детьми».
Отметим, что всё оборудование и методические пособия для проведения занятий будут безвозмездно переданы в образовательные учреждения региона. На их основе педагоги смогут и дальше работать с детьми, разрабатывать и внедрять новые развивающие образовательные программы.
Как рассказала Доцент кафедры специальной педагогики и психологии ВГСПУ, тифлопедагог проекта Татьяна Петровна Малкова «Впервые в России разработан научно-обоснованный комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей с глубокими нарушениями зрения на основе использования современных сенсорных планшетов IVEO и устройств производства тактильной графики. Использование в специальном образовании средств, основанных на информационных технологиях, открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые чрезвычайно трудно решать при помощи традиционных средств обучения. Кроме того, это пример технологии, поддерживающей целенаправленное социально-познавательное, эмоциональное развитие детей. Разработанный комплекс коррекционно-развивающих занятий может быть использован для работы с детьми педагогами не только Волгоградской области, но и других регионов России»
Напомним, что организация ВАНС «Надежда» работает по направлению внедрение информационных технологий в жизнь незрячих и слабовидящих уже с 1999 года и за годы деятельности накопила достаточный опыт работы в этой сфере. За это время в области тифлоинформатизации реализовано ряд социально-значимых проектов. Среди них: «Обучение компьютерным технологиям детей с нарушением зрения» (1999г.), «Информационно-консультативный обучающий центр общественных организаций инвалидов» (2001г.), «Открытие компьютерного класса в Михайловской школе для слабовидящих детей» (2002г.), «Создание рабочего места юриста-инвалида по зрению в Областной специальной библиотеке для слепых» (2004г.), «Инвалиды в Интернете» (2006г.), «Профессиональная реабилитация инвалидов по зрению на основе использования современных информационных технологий» (2007 г.), «Современные информационные технологии в реабилитации незрячих и слабовидящих» (2013 г.). Кроме того, организация постоянно оказывает консультации незрячим и слабовидящим, родственникам людей с инвалидностью по работе с ПК, смартфонами, тифлофлешплеерами, электронными увеличивающими устройствами; установка специальных программ на ПК незрячих и слабовидящих; печать текста рельефно-точечным шрифтом Брайля; предоставление учебных материалов для самостоятельного обучения незрячих и слабовидящих основам компьютерной грамотности и другие услуги.
Подготовлено по материалам информационного портала общественных организаций инвалидов Волгоградской области, http://www.infoipi.ru/news/news_arhiv/news_3012_18_04_2014.htm