В Волгограде приступают к воплощению проекта единого транспортно-пересадочного узла, который объединит в себе автобусный и железнодорожный вокзалы. Поскольку основной расчет делается на деньги частных инвесторов, еще одной составной частью «сдвоенного» вокзала станет торгово-развлекательный комплекс.
Как сообщил V1.ru депутат Волгоградской городской думы Алексей Волоцков, согласно принятому на последнем заседании представительного органа власти решению, администрация Волгограда становится соучредителем специально созданной ОАО «РЖД» для реализации соответствующего инвестиционного проекта компании «РВ-Волгоград». Участие городских властей заключается в предоставлении земли и имущественного комплекса, а также поиске инвесторов.
Новый универсальный вокзал станет современным логистическим центром, как предполагается, должен быть эффективным и безопасным для пассажиров. Два его нижних этажа будут отведены непосредственно под вокзальный комплекс, один–два верхних – под коммерческую эксплуатацию. Здание нового вокзала позаимствует адрес у нынешнего автовокзала – Балонина, 11, но, вытянувшись вдоль этой улицы, будет простираться от сегодняшнего автовокзала до самого путепровода на Комсомольской. Проектом предусматривается соединение улиц Болонина и Пархоменко, что позволит осуществлять подъезд к вокзалу как с южной, так и с северной стороны.
Старое здание железнодорожного вокзала «Волгоград-1», по словам господина Волоцкова, будет работать только на выход пассажиров, площадь перед ним станет парковой зоной с подземной автопарковкой.
Строительство единого транспортно-пересадочного узла станет совместным проектом РЖД, города и частных инвесторов. Его ориентировочная стоимость составит четыре миллиарда рублей. Срок реализации – 2016–2018 годы.
Как рассказал заместитель начальника дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Илья Шмыголь, являющийся руководителем компании «РВ-Волгоград», проект пока находится на самом раннем этапе реализации, но активная поддержка со стороны руководства Волгограда и Волгоградской области вселяет в него уверенность в том, что со строительством нового вокзала удастся уложиться в срок.
«Пока проработана только градостроительная составляющая, – сообщил V1.ru господин Шмыголь. – Сейчас утвержден проект планировки территории, следующим этапом станет проектирование: техническое задание, согласование и так далее. Затем последует третий этап проекта, самый затратный по деньгам – непосредственно строительство. Так как проект сложный и предусматривает привлечение, в первую очередь, внебюджетных средств, было создано совместное предприятие с участием городских властей. Это не чисто коммерческий проект, речь идет о серьезном объекте транспортной инфраструктуры города, поэтому, по крайней мере, на первом этапе необходим серьезный надзор со стороны властных структур. Сердцем проекта является транспортная инфраструктура, а коммерция расположена вокруг и необходима для того, чтобы окупить проект. Учитывая то, насколько непростая экономическая ситуация сейчас в стране, расчет сделан не на бюджетные средства, а на средства частных инвесторов. Поэтому проект должен быть интересен им с точки зрения выгодного вложения средств, поскольку мы понимаем, что никто просто так дарить деньги на вокзал нам не будет».
Илья Шмыголь также подчеркнул, что благодаря конструктивному сотрудничеству с городской и областной администрацией за восемь месяцев, минувших со дня подписания соглашения о совместной реализации проекта, удалось сделать объем работы, на который в других регионах уходит до двух лет.
По его словам, здание железнодорожного вокзала «Волгоград-1» после появления нового транспортно-пересадочного узла, скорее всего, будет эксплуатироваться иначе.
«Здание остается на балансе ОАО «РЖД», но что именно там будет, я сказать пока не берусь, – пояснил господин Шмыголь. – Естественно, с переносом транспортной составляющей пассажиропоток здесь уменьшится. В связи с этим было принято решение о создании перед вокзалом парковой зоны с подземной парковкой, а само здание было бы целесообразней использовать в коммерческих целях. В нем можно разместить музеи, рестораны и так далее. Но все будет решаться впоследствии, пока никакого решения на этот счет нет».
Известный волгоградский архитектор Андрей Чуйков в свою очередь сообщил, что пока в проекте строительства единого вокзального комплекса видит «больше пиара, чем разумных решений».
«Как я понимаю, непосредственно вокзал займет лишь малую часть здания, а вся остальная площадь будет отдана под огромный торговый и офисный бизнес-центр, – отмечает господин Чуйков. – Пока совершенно непонятно, как туда можно будет подъехать, как пойдут пути, как будет организовано движение пешеходов. Или мы полтора километра будем с чемоданами гнать? Учитывая отсутствие проекта, вряд ли все это будет реализовано к 2018 году. Судя по тем схемам и эскизам, которые я видел, грамотного решения пока не видно. Очевидно, что вокзал как таковой бизнесу, за счет средств которого планируется его построить, совершенно не нужен. Поэтому не удивлюсь, если в итоге мы получим огромный торговый центр с построенным по остаточному принципу маленьким вокзальчиком. В качестве пристройки, исходя из логики «чтобы было» и «третий сорт не брак».