Грузия увидела угрозу войны с Россией

В Грузии назвали «агрессивными провокационными действиями» ввод в Абхазию железнодорожных войск РФ, которые заняты восстановлением железной дороги. В Тбилиси даже намекают, что это может закончиться войной, как в 2008 году, хотя есть и те, кто видит в этом задел на мирное будущее. С абхазской железной дорогой и впрямь связано много мифов, пора развенчать некоторые из них.Большая часть абхазского участка железной дороги, бывшей в СССР стратегическим объектом, давно восстановлена. Причем восстановлена не в ходе войны 2008 года и даже не сразу после нее, как принято считать, а в ходе подготовки к Олимпиаде в Сочи, когда потребовалось массово завозить из Абхазии строительные материалы, в первую очередь щебень. Это было ближе, проще и дешевле, и именно структуры «Олимпстроя» занимались восстановлением железной дороги, а военные – в меньшей степени.

«Буквально неделю назад резкое осуждение вызвала поездка нескольких абхазских парней – представителей «золотой молодежи» в Тбилиси на Суперкубок «Барселона – Севилья»

Военные наладили после войны 2008 года (ключевое слово – после) первоначально снабжение, но не более того. В рамках военного снабжения этого уровня дороги хватало, а более она не была способна ни на что. Сейчас паника в Тбилиси связана только с тем, что подряд на дальнейшие работы получили именно железнодорожные войска РФ, а не гражданская организация. Мол, они дорогу-то восстановят, но «случайно» и на нашей стороне тоже.

Первая электричка, пошедшая из Сухума в сторону России летом 2011 года, была праздником. О ней для Первого канала даже сняли документальный фильм. Но в реальности полноценное железнодорожное сообщение с Россией стало возможным, повторимся, только после сочинской Олимпиады. Тогда же начал ходить и поезд Сухум – Москва.

РЖД долго отказывались от проектов в Абхазии в силу их нерентабельности. Завиральный проект постройки нового тоннеля для железной дороги из Северной Осетии в Южную был заблокирован именно РЖД как не просто убыточный, а вовсе бесполезный. Что до абхазской дороги, финансовая и политическая целесообразность ее восстановления имеет конкретное ограничение, вокруг которого сейчас и разгорелся локальный скандал.

Дорога была восстановлена и доведена ровно до того участка, который требовался для «Олимпстроя» и мог хоть как-то себя окупать. То есть до Очамчиры. От Очамчиры (между прочим, базы подводных лодок) до грузинской границы через проблемный Гальский район никто даже не думал ничего восстанавливать.

Ни о какой «абхазской железной дороге» речь не идет и сейчас. Весь вопрос в участке в 33 километра от порта Очамчира до реки Ингури, то есть до грузинской границы. В этом копеечном, крошечном по масштабам и РЖД, и Минобороны участке. Причем военное ведомство РФ в лице Железнодорожных войск выступает лишь подрядчиком, а не заказчиком. Так было, например, и с постройкой объездной трассы в Ростовской области вокруг украинской границы. Поезда из южных регионов России вынуждены были дважды пересекать украинскую границу на пути в Москву, а железнодорожные войска успешно обеспечили постройку объездной ветки.

Стоит подчеркнуть, что восстановление гальского участка автоматически не приводит к возобновлению транзита с Грузией. С технической точки зрения на грузинской стороне железной дороги еще больший бардак. В Мегрелии железнодорожного сообщения не существует: поезда ходят до Сенаки, где поворачивают на Аджарию. Оценить качество заросшего травой участка мегрельской трассы очень трудно. Так что экономический прорыв для Закавказья в случае восстановления гальского участка – миф. Грузинская сторона сперва должна привести в порядок Мегрелию, что без посторонней помощи она сделать не в состоянии.

Бесконечные псевдоэкономические планы роста за счет транзита в Абхазии носят сезонный характер. Как, впрочем, и в Осетии, где довольно долго бытовали идеи превратить страну в рай за счет взимания платы с армянских дальнобойщиков. Так, собственно, и было в 90-е годы, только с применением автоматов и без достойного повода. Вот и в Абхазии есть устойчивая лоббистская группа, которая проталкивает идеи возобновления железнодорожного сообщения с Грузией с целью получения выгоды именно с армянского транзита. Ее атомный двигатель – несколько депутатов парламента, армяне по национальности, а также пара «олигархов» армянского происхождения из Сочи, которые активно участвовали в предвыборной кампании президента Хаджимба. Впрочем, не только в его – здесь нет политической концентрации на какой-то отдельной фигуре. Лоббистское давление оказывалось и на других кандидатов в президенты, и тема железной дороги, преподнесенной именно в форме «армянского транзита», обсуждалась широко и бурно.

Не участвующие в лоббистских играх группы апеллировали к политической ситуации и исторической памяти. Мол, Абхазия как государство и абхазы как этнос не заинтересованы в быстром восстановлении общения с Грузией. Буквально неделю назад резкое осуждение вызвала поездка нескольких абхазских парней – представителей «золотой молодежи» в Тбилиси на Суперкубок «Барселона – Севилья». Да, каждый хотел бы посмотреть на Месси и прочих гениев мяча живьем, но не при таких же обстоятельствах. Может, все прошло бы спокойно, если бы ребята не столь активно выкладывали в социальных сетях фото с Мтацминды и прочих знаковых точек Тбилиси. Старшее поколение, прошедшее войны, этого, мягко говоря, не поняло, но в абхазском обществе, в отличие от югоосетинского, есть и инструменты толерантности: молодежь получила возможность высказать свое мнение и даже получила поддержку. Смысл аргументации тех, кто выступил в поддержку парней, оказался куда более интересным, чем простые оправдания. Да, они поехали в Грузию. А чем, собственно, Грузия отличается от такой же соседней – через море – Турции? Это чужая страна, а эти парни родились и выросли после войны и ни слова по-грузински не знают. Они поехали в Тбилиси на футбольный матч ровно так же, как могли поехать в Турцию, Бельгию или Испанию. Просто ФИФА жребием выбрала именно Тбилиси, а он ближе.

Это новый, неожиданный психологический поворот: Грузия уже воспринимается просто как чужая страна. Нечто подобное довольно быстро сложилось между Сербией и Хорватией – спокойное восприятие бывшего агрессора и военного противника как просто соседней страны, в которую можно при желании съездить. При этом можно понять и условно «старое» поколение, которое участвовало в войне за независимость и такую позицию просто психологически принять не в состоянии.

Сейчас экономические аспекты потенциального возобновления работы 33-километрового участка дороги до грузинской границы оценить невозможно. С грузинской стороны сообщения нет. Транспортировать масштабные грузы в Армению пока не представляется возможным. Понятно, что такого рода проекты не рассчитаны на окупаемость через пару лет. Но никто не может поручиться и за то, как именно будет функционировать снабжение Армении не то что через годы, а через дни.

Но без радикальных решений на грузинской стороне восстановление стратегической дороги невозможно, а значит, оно невозможно в принципе. Грузия ровно так же не заинтересована в восстановлении регулярного общения с Абхазией, как и Сухум. Разного рода «толерантные» и пацифистские высказывания – лишь шумовой фон. Стратегические перспективы восстановления дороги чуть ли не Ирана – не более чем идеологическая химера. Никто не знает, в каком состоянии железнодорожный участок на границе Карабаха и Ирана в районе Мегри и как технически восстанавливать там структурное движение. Может, два поезда в неделю можно пустить и сейчас, но не есть ли это все «восстановление Шелкового пути»?

Виртуальный спор на виртуальную тему – очень распространенная вокруг Абхазии и Южной Осетии тематика. Значительная часть политической жизни двух республик именно так протекает. А медийные волнения вокруг бессмысленных и неосуществимых проектов – проблема тех, кто инспирирует эти медийные войны.

Источник: http://vz.ru/politics/2015/8/25/763134.html

[ads-mob-1]