«Ростелеком» ущемляет права потребителей

Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области была проведена проверка ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (Волгоградский филиал).При анализе документов были выявлены факты включения в    Правила оказания услуг связи ОАО «Ростелеком» (далее Правила), которые являются публичной офертой — размещены на официальном сайте ОАО «Ростелеком» и   наряду с выбранным Тарифным планом являются неотъемлемой частью договора,    условий ущемляющих права потребителей.

В частности,  Пункт 3.2.4 Правил предусматривает право оператора передавать (уступать) третьим лицам право требования исполнения обязательств по Договору с представлением им необходимых для этого сведений об Абоненте и  его обязательствах  без  дополнительного  согласия Абонента.

Данный пункт договора противоречит нормам, предусмотренным Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденным  Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310.

Кроме того согласно   пункту 1 статьи 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

Пункт 5.7 Правил ОАО «Ростелеком» предусматривает, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Абонентом обязательств, предусмотренных настоящим Договором, Оператор вправе предъявить иск в суд к Абоненту по своему выбору либо по месту жительства (месту регистрации) Абонента, либо по месту исполнения Договора (при этом местом исполнения Договора является адрес установки пользовательского (оконечного) оборудования), либо по месту нахождения Оператора (или филиала Оператора, в зоне действия которого находится место жительства (место регистрации) Абонента.

Данное условие противоречит ст.ст.  28,29 ГПК РФ, в соответствии с которыми иски по данной категории дел могут быть предъявлены либо по общему правилу территориальной подсудности — по месту нахождения ответчика,  либо  в суд по месту исполнения договора. Таким образом, содержащееся в договоре условие, предусматривающее право оператора на предъявление иска в суд к Абоненту по месту нахождения Оператора (или филиала Оператора, в зоне действия которого находится место жительства (место регистрации) Абонента не предусмотрено действующим законодательством.

Пункт 2.13 Приложения № 2 к  Правилам ОАО «Ростелеком» —  особенности оказания услуг связи сети передачи данных, телематических услуг связи и услуг по предоставлению доступа  к телевизионным каналам, и /или видео по запросу (интерактивное телевидение (IPTV),  кабельное телевидение и др., (далее Приложение № 2 к Правилам ОАО «Ростелеком») предусматривает — оператор оставляет за собой право изменять состав пакетов телевизионных каналов. Об изменениях оператор обязан проинформировать Абонента любым доступным для Оператора способом, не менее чем за 10 дней до изменений.  Данный пункт договора противоречит норме предусмотренной ст. 310 ГК РФ, согласно которой односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Пункт 3.5  Приложения № 2 к  Правилам ОАО «Ростелеком», предусматривает что оператор имеет право взимать с Абонента полную стоимость предоставления в пользование абонентской линии, в случае приостановления Оператором доступа к Услуге за несвоевременную оплату предоставленных услуг. Данный пункт договора противоречит норме предусмотренной Пунктом 32 Правил № 575, согласно которому оператор связи не вправе требовать плату за оказание телематических услуг связи за тот период, в течение которого оказание телематических услуг связи приостанавливалось в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 2, 18 Правил  №575, предоставление доступа к сети передач и данных в целях оказания телематических услуг связи может осуществляться по абонентской линии. В этом случае пользование абонентской линии является неотъемлемым условием оказания телематических услуг связи и не может быть расценено как дополнительная услуга. В связи с чем, оплата абонентом услуги независимо от ее фактического представления (оказания) не допустима.

Пункт 3, 7 Примечания к ст. 1-5 части 1 раздела 05 Тарифов на предоставление услуг доступа к сети интернет  Волгоградского филиала ОАО «Ростелеком», предусматривает, в случае, если с 1 числа месяца, следующего за расчетным, абонентом не потреблялись услуги доступа в сеть интернет, либо  В случае приостановления абоненту доступа к сети интернет в связи с нарушением им требований, установленных договором, в том числе срока оплаты оказанных услуг, с абонента взимается плата за резервирование порта (виртуального канала) согласно утвержденным тарифам на дополнительные услуги, в случае отсутствия  заявления от абонента о подключении услуги резервирование порта, ежемесячная плата за предоставление услуги доступа к сети интернет начисляется в полном объеме, в соответствии с выбранным тарифным планом, независимо от наличия потребленного трафика в расчетном периоде.

 Данные условия договора противоречат действующему законодательству, по следующим основаниям. Пунктом 32 Правил определено, что оператор связи не вправе требовать плату за оказание телематических услуг связи за тот период, в течение которого оказание телематических услуг связи приостанавливалось в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.  28  Правил № 575 Абонент обязан вносить плату за оказанные ему телематические услуги связи и иные предусмотренные договором услуги в полном объеме и в предусмотренный договором срок.

Следовательно, абонент обязан оплатить заказанные и оказанные ему услуги, предусмотренные договором.

п. 48 Правил № 575 предусмотрено, что по письменному заявлению абонента оператор связи обязан без расторжения договора приостановить оказание телематических услуг связи абоненту. При этом с абонента взимается плата за весь период, указанный в заявлении, в соответствии с установленным для таких случаев тарифом.

Согласно  ч. 3 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату.

По результатам проведенной проверки в адрес ОАО «Ростелеком» направлено предписание об устранении выявленных нарушений, а так же составлено три протокола об административном правонарушении, в соответствии с которыми общество привлечено к административной ответственности. Не согласившись с вынесенными Постановлениями о назначении административного наказания, ОАО «Ростелеком» обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области, решением которого в  удовлетворении требования ОАО «Ростелеком» отказано.

Подготовлено по информации Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области