Спенсер Туник
-
Все фотопроекты Спенсера Туника включают в себя обнаженных людей и природный ландшафт
Фотография: www.spencertunick.com
1/6
Может показаться, что человеческое тело — это только материал для художника, но Спенсер Туник всегда выдерживает баланс персонального и безличного
Фотография: www.spencertunick.com
2/6
Некоторые работы напоминают кадры из фильмов
Фотография: www.spencertunick.com
3/6
Другие — авангардную театральную постановку
Фотография: www.spencertunick.com
4/6
Здесь художник противопоставил мягкое человеческое тело железобетону
Фотография: www.spencertunick.com
Американский фотограф и художник, который специализируется на масштабных групповых фотографиях обнаженных людей. В его проектах снимаются только добровольцы: перед тем как приехать в очередной город,
Спенсер Туник объявляет о наборе волонтеров, которые будут готовы позировать ему голыми, — как правило, в компании еще как минимум пары тысяч людей. Самый массовый кадр Туник снял в 2007 году в Мехико, когда на его призыв откликнулись 18 000 человек. В июле 2009 года Спенсер Туник фотографировал москвичей для своего проекта на 3-й Московской биеннале современного искусства. Для Москвы он сделал исключение и снимал персональные портреты каждого из добровольцев.
Христо и Жанна-Клод
Проект «Бегущая ограда» был выполнен еще в 1970-е. Ограда высотой 5,5 метра была протянута по Калифорнии на 39,4 км
Фотография: www.christojeanneclaude.net
1/9
В 1985 году супруги обернули знаменитый парижский Новый мост
Фотография: www.christojeanneclaude.net
2/9
Для «Документы» 1968 года Христо и Жанна-Клод установили в Касселе огромный надувной баллон, который местные немедленно прозвали «колбасой»
Фотография: www.christojeanneclaude.net
3/9
В 1995 году художники обернули Рейхстаг
Фотография: www.christojeanneclaude.net
4/9
В 1983 году одиннадцать островов возле Майями были «обведены» розовой плавучей тканью.
Фотография: www.christojeanneclaude.net
5/9
В сентябре 1991 года одновременно на побережье США и Японии были установлены несколько тысяч зонтиков
Фотография: www.christojeanneclaude.net
6/9
В 1969 году Христо и Жанна-Клод покрыли тканью чуть больше 90 тыс. кв. м на побережье Австралии
Фотография: www.christojeanneclaude.net
7/9
В 1972 году они натянули в горах Колорадо огромный оранжевый занавес
Фотография: www.christojeanneclaude.net
8/9
В 1998 году художники обернули множество деревьев в Беровер-парке на немецко-швейцарской границе. Этот проект они задумали еще в 60-е
Фотография: www.christojeanneclaude.net
9/9
Уроженец Болгарии Христо Явашев и дочь французского генерала Жанна-Клод де Гийебон родились в один день — 13 июня 1935 года, но познакомились только спустя много лет, и то по случайности: Христо получил заказ на выполнение портрета матери Жанны-Клод. Их первый совместный проект был датирован 1961 годом — тогда Христо и Жанна-Клод обернули в ткань бочки в порту Кельна. Идея обертывания принадлежит Христо, он начал с того, что оборачивал повседневные объекты, придавая им статус искусства, но вдвоем с женой они к началу 1990-х дошли до укутывания целых зданий и ландшафтов. Например, в 1995 году художники обернули Рейхстаг. До этого они упаковывали часть побережья Австралии, кусок парижского моста и устанавливали несколько тысяч зонтов на побережье Японии и США.
Роберт Смитсон
«Спиральный холм» и «Разорванный круг» напоминают культовые сооружения древних обитателей Голландии, но на самом деле были сооружены Робертом Смитсоном в Эммене в 1971 году
Фотография: www.robertsmithson.com
1/3
«Спиральный холм» имеет форму раковины и пытается казаться творением природы
Фотография: www.robertsmithson.com
2/3
«Спиральная пристань» на соляном озере в штате Юта была выложена художником в 1970 году из 6500 тонн базальта, земли и соли
Фотография: www.robertsmithson.com
3/3
Американец Роберт Смитсон был одним из основоположников ленд-арта. Его произведения имеют огромный масштаб, и многие из них кажутся будто созданными природой, поскольку материалом для них служат исключительно естественные материалы: вода, земля, камни, растительность. Больше всего художник любит форму спирали, и хотя его самые известные работы были созданы в 70-е годы, их очертания сохранились по сей день.
Ричард Серра
Скульптуры «The Matter of Time» не подавляют посетителя, но нависают угрожающе
Фотография: www.flickr.com/photos/scottlynchnyc
1/5
Многие скульптуры Серра со временем были облюбованы уличными художниками
Фотография: www.altenessen.info
2/5
Скульптура Ричарда Серра иногда достигает высоты многоэтажных зданий
Фотография: www.flickr.com/photos/snapshotlondon
3/5
Некоторые инсталляции напоминают декорации к научно-фантастическим фильмам
Фотография: www.alexpierre.com
4/5
Крайний минимализм произведений позволяет им вписаться в любой ландшафт
Фотография: Wikipedia
5/5
Один из самых известных американских современных скульпторов создает гигантские инсталляции из стали. Ричард Серра в юности работал на сталелитейном заводе, и с тех пор как он решил стать художником, его интересовали натуральные фактуры: дерево, железо, камень. После обучения в Йельском университете он приехал в Нью-Йорк, где познакомился с художниками-минималистами — этот стиль оказался ему близок. В 1970-х Серра начал создавать огромные скульптуры из кортеновской (специально заржавленной) стали, которые стали его визитной карточкой. В 2005 году Серра выполнил для Музея Гуггенхайма в Бильбао серию «The Matter of Time» — эти гигантские округлые скульптуры до сих пор находятся в постоянной экспозиции. Огромный размер и большой вес произведений Ричарда Серра несколько раз приводил к несчастным случаям: в 1971 году рабочий Реймонд Джонсон был насмерть раздавлен стальным листом при сооружении «Скульптуры №3» в Миннеаполисе, а в 1989 году другой рабочий лишился ноги в процессе демонатажа экспозиции в Галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке.
Ай Вэйвэй
Велосипеды — одновременно легкий и прочный строительный материал для инсталляций
Фотография: Hirshhorn Museum
1/10
«Речные крабы» — работа 2011 года, в которой Ай Вэйвэй иронизирует над риторикой китайских властей. В китайском языке «речные крабы» — это омоним выражения, которое власти используют для описания современного китайского общества, слово, близкое по смыслу словам «гармония», «гармоничный»
Фотография: Hirshhorn Museum
2/10
Еще одна любимая тема Ай Вэйвэя — контейнеры
Фотография: Hirshhorn Museum
3/10
Инсталляция «Straight» сделана из множества тонн стальной арматуры из обломков рухнувшей в 2008 году школы в провинции Сычуань
Фотография: Hirshhorn Museum
4/10
100 миллионов семян, весящих около 150 тонн, были рассыпаны по полу Турбинного зала Тейт-Модерн в 2010 году
Фотография: Hirshhorn Museum
5/10
Инсталляция «Straight» была выставлена несколько раз, и количество арматуры на ней постепенно возрастало
Фотография: Hirshhorn Museum
6/10
6000 табуреток времен династии Цин были собраны художником в деревнях Северного Китая и выставлены в этом году в Доме Мартина Гропиуса в Берлине
Фотография: www.highsnobiety.com
7/10
«Змея на потолке» — гигантская реплика популярной детской игрушки
Фотография: Hirshhorn Museum
8/10
«Карта мира» 2009 года трудоемка, как и многие другие проекты Ай Вэйвэя,— она выполнена из многих слоев ткани
9/10
«Световой куб» — это инсталляция, состоящая из каркаса и многих тысяч хрустальных бусин
10/10
Самый знаменитый в мире китайский диссидент — настоящий монументалист. Его работа «Семена подсолнечника» состояла из 100 000 000 фарфоровых семян, рассыпанных в 2010 году по полу Турбинного зала галереи Тейт-Модерн. Семена были вручную изготовлены 1600 китайскими рабочими. С 2007 года Ай Вэйвэй использует в работе настоящие древние стулья династии Цин. Для кассельского фестиваля современного искусства «Документа» в 2007 году он купил и выставил 1001 стул, на Венецианской биеннале 2013 года его стулья выставлялись в павильоне Германии, а в этом году участвовали в его персональной выставке в Доме Мартина Гропиуса в Берлине. Кроме того, Ай Вэйвэй делает гигантские световые скульптуры, скульптуры из велосипедов и, например, скульптуры из огромного количества слоев одежды. Все его произведения чрезвычайно трудоемки — это часть замысла художника, который таким образом привлекает внимание к проблемам человеческих прав в Китае, к темам перенаселенности и коррупции, а также дешевой рабочей силы, которая играет важную роль в глобальной экономике.
Дорис Сальседо
В проектах Дорис Сальседо никогда нет людей — только вещи
Фотография: www.mcachicago.org
1/5
Все работы Дорис Сальседо о том, что войны и раздоры — это зло
Фотография: www.alexanderandbonin.com
2/5
Эта работа из перевернутых школьных парт призывает вспомнить о детях, которые пали жертвами военных противостояний
Фотография: www.alexanderandbonin.com
3/5
Трещина «Шибболет» на сегодняшний день самая известная работа художницы
Фотография: www.alexanderandbonin.com
4/5
Для инсталляции в Стамбуле Дорис Сальседо заполнила стульями пустоту между двумя домами в Стамбуле — их понадобилось 1600
Фотография: www.providermag.it
5/5
Колумбийская художница Дорис Сальседо создает произведения, которые заставляют зрителя задуматься о бессмысленности войн и раздоров и о хрупкости человеческой жизни. Разумеется, для таких целей ей требуются очень масштабные и наглядные примеры. Например, для Стамбульской биеннале 2003 года Дорис Сальседо придумала инсталляцию из 1600 стульев, которые были будто бы насыпаны на пустыре между двумя домами до самых крыш. С помощью обычного домашнего стула, который сжат между тысячами других стульев, художница показывает, как меняется и обесценивается частная жизнь каждого человека с приходом войны. Другая ее знаменитая инсталляция — огромная трещина в полу галереи Тейт-Модерн под названием «Шибболет». Эта работа 2007 года, символизирующая разрыв между людьми, вызвала бурю возмущения после того, как в нее упали несколько человек — некоторые считали, что трещина нарисована.
Эрнесто Нето
Почти все скульптуры Эрнесто Нето вызывают желание покачаться на них или хотя бы потрогать
Фотография: neto.afmuseet.no
1/4
Много мягких поверхностей и пастельных цветов не бывает
Фотография: neto.afmuseet.no
2/4
Через некоторые работы надо буквально пробираться
Фотография: www.flickr.com/photos/gustavm
3/4
Работа с тянущейся прозрачной тканью дает художнику почти безграничные возможности для трансформации пространства
Фотография: neto.afmuseet.no
4/4
Главный бразильский современный художник создает огромные лабиринты или отдельные объекты из мягких тканей и сыпучих материалов. Сыпучая консистенция и округлые очертания его работ служат для того, чтобы доставить зрителю максимум приятных тактильных и визуальных ощущений. Принято считать, что произведения Эрнесто Нето вдохновлены органическими природными формами, но если отбросить ассоциации, можно сказать, что он делает мягкие игрушки гигантского масштаба.
Субодх Гупта
Скульптура «Луч» была установлена в шанхайском парке: это огромное ведро, из которого сыпятся маленькие
Фотография: www.ararionewyork.com
1/4
Фотография: www.bloodyloud.com 2/4
Эта лодка несколько выбивается из общего числа металлических работ Гупты и была выполнена для Первой индийской биеннале современного искусства в Кочи в 2012 году
Фотография: Alex Delfanne
3/4
«Очень голодный бог» — пример вторжения современного искусства в церковное пространство. Эта работа демонстрировалась в Лилльском соборе в 2011-м
4/4
Английский художник индийского происхождения прославился как автор огромных инсталляций из железной кухонной утвари. Его самые знаменитые работы — «Очень голодный бог» и атомный гриб «Линия контроля» — сделаны из железных кастрюль и сковородок. С одной стороны, забавные и нелепые, с другой — произведения Субодха Гупты работают по тому же принципу, что и произведения Дорис Сальседо, — демонстрируют, как привычные вещи могут складываться в совершенно нечеловеческие композиции.
Флорентин Хофман
Та самая знаменитая уточка, благодаря которой имя Флорентина Хофмана узнал весь мир. Но вообще, конечно, нет — все запомнили только уточку
Фотография: www.flickr.com/photos/richie_chan
1/6
Многие его работы используют образы детских игрушек, которые в увеличенном виде производят несколько устрашающее впечатление. Эта обезьянка, например, сделана из резиновых вьетнамок
Фотография: www.digitaljournal.com
2/6
Неведомое животное прилегло отдохнуть
Фотография: www.dezwijger.nl
3/6
Этого загорающего зайца Флорентин Хофман сделал для фестиваля современного искусства в Петропавловской крепости в 2013 году
Фотография: www.panoramio.com
4/6
В 2008 году художник полностью выкрасил одно из зданий Роттердама в голубой цвет
Фотография: Rick Messemaker
5/6
Даже архитектура у Флорентина Хофмана получается игрушечная — этот дом называется «Маленький заводик»
Фотография: www.visuall.net
6/6
У голландского художника Флорентина Хофмана было много работ, но его главный шедевр — гигантская надувная желтая уточка, которая приплыла к берегам Гонконга в 2013 году. На самом деле у берегов Гонконга она оказалась уже после того, как поплавала в водах Луары в 2007-м, но, в принципе, это произведение, олицетворяющее беззаботность и жизнерадостность, не имеет возраста.
Каарина Кайкконен
С первого взгляда работы художницы напоминают обычные бельевые веревки, натянутые во дворе густонаселенного дома
Фотография: www.flickr.com/photos/krisunkuvat
1/5
Одеждой можно вполне заменить зрителей на стадионе
Фотография: www.flickr.com/photos/mimisaurio
2/5
В Центре Кеннеди художница устроила огромный веер из висящей одежды
Фотография: www.flickr.com/photos/lomokev
3/5
Это уличная инсталляция в финском Тампере 1999 года
Фотография: www.fotopedia.com
4/5
В 2000 году художница разложила старую одежду возле собора в Хельсинки
Фотография: www.sculptors.fi
5/5
Финская художница не особо известна за пределами родной страны, но в последнее время благодаря интернету ее работы привлекают все больше внимания. Главные художественные средства Каарины Кайкконен — бельевая веревка и одежда. Гигантские инсталляции из многокилометровых бельевых веревок художница создает с 90-х годов. Она любит работать в общественном пространстве: выстилает старой одеждой ступеньки зданий или натягивает веревки с бельем над улицами. В 2012 году она буквально превратила Центр Кеннеди в Вашингтоне в огромную сушку для белья.
Миха Артнак
Дерево с шуршащими пакетами вместо листьев стало визитной карточной Михи Артнака
1/2
Огромный злой мусорный монстр просвещает граждан Словении и убеждает их в необходимости вторичной переработки
2/2
Миха Артнак — словенский уличный художник, который использует для создания инсталляций пустые старые пластиковые пакеты. Кроме скульптур из пластика он еще рисует граффити, но новым Бэнкси пока что не стал.
Брюс Мунро
Эльфийские поля Брюса Мунро отлично смотрелись бы на каком-нибудь опен-эйре
Фотография: www.brucemunro.co.uk
1/6
«Метта-бхавана» — это название павильона, объединяющего людей всех вероисповеданий в любви к самосовершенствованию, который художник еще не построил, но мечтает построить в ближайшем будущем
Фотография: www.brucemunro.co.uk
2/6
Площадь Св. Андрея в Эдинбурге, засаженная световыми цветами Брюса Мунро в 2014 году
Фотография: www.brucemunro.co.uk
3/6
Это тоже площадь Св. Андрея, но с другой точки
Фотография: www.brucemunro.co.uk
4/6
Огромные кувшинки из CD-дисков были выполнены в США в 2012 году
Фотография: www.brucemunro.co.uk
5/6
Море из старых CD-дисков в графстве Уилтшир в Великобритании
Фотография: www.brucemunro.co.uk
6/6
Британец Брюс Мунро активно использует в своих световых инсталляциях старые CD-диски и светодиоды. Например, для работы «CDSea» 2010 года понадобилось 600 000 дисков, из которых художник выложил на поле огромное панно, напоминающее остров, разделенный надвое рекой.
Аниш Капур
Работа Аниша Капура «C-Curve» была создана в 2007 году
Фотография: www.flickr.com/photos/bushery
1/9
«Облачные врата» Капура — чикагская достопримечательность стоимостью $23 млн. Высотой 10 м, в длину они насчитывают 20, а в ширину — 13
Фотография: www.flickr.com/photos/31385447@N07
2/9
Работа «Расчленение» располагается в частном парке скульптур «Ферма Гиббса»
Фотография: www.flickr.com/photos/80165588@N07
3/9
Скульптуру «Память» Аниш Капур создал специально для выставки в нью-йоркском Музее Гуггенхайм
Фотография: www.flickr.com/photos/memocious
4/9
«Левиафан» стал одной из самых больших работ, когда-либо выставленных в Гран-Пале
Фотография: dailyphotoparis.blogspot.com
5/9
Внутри «Левиафана»
Фотография: www.flickr.com/photos/beboh
6/9
Зеркала, как можно догадаться, одна из любимых тем Аниша Капура
Фотография: www.flickr.com/photos/green-man
7/9
Это зеркало под названием «Необъект» было выставлено в Кенсингтонских садах в Лондоне
Фотография: www.flickr.com/photos/martin-james
8/9
Скульптура «Мир вверх ногами, Иерусалим» была создана в 2010 году для важнейшего города Израиля
Фотография: www.panoramio.com
9/9
Произведения Аниша Капура — классика мегаломанской скульптуры. Этот индобританец представлял Великобританию на Венецианской биеннале и получил премию Тернера, одну из самых престижных наград в области современного искусства. В 1980-х он входил в группу «Новая британская скульптура» и распространил принципы этого движения по всему миру. Его инсталляции поражают воображение своим масштабом и кажущейся нерукотворностью. Например, огромные зеркальные «Облачные врата» в Чикаго или скульптура «Левиафан» для Гран-Пале в Париже — типичные примеры произведений Аниша Капура.
Zimoun
Коробки в творчестве Зимуна играют роль архитектурного элемента
Фотография: www.zimoun.net
1/5
Эта аудиоинсталляция состоит из упаковочной бумаги, по которой проходят волны, созданные специальным механизмом, и заставляют бумагу шуршать
Фотография: www.zimoun.net
2/5
Эта инсталляция 2014 года состоит из коробок и мячиков, которые бьются внутри них с помощью специальных механизмов
Фотография: www.zimoun.net
3/5
Эта скульптура тоже сделана из картона и мячиков, которые бьют в стенки изнутри
Фотография: www.designboom.com
4/5
Более компактное решение с коробками и мячиками — здесь они висят по стенкам и не мешают проходу граждан
Фотография: Juan Madrigal
5/5
Швейцарский художник китайского происхождения превращает картонные коробки в архитектурный элемент для больших кинетических скульптур. Его инсталляции почти полностью автономны и могут достигать любых размеров и масштабов. Не менее, чем внешний вид скульптур, для него важнозвучание. Зимун — музыкант, а всего его скульптуры производят особый мелодичный шум. Его кумир — композитор Джон Кейдж, а сам художник пишет музыку, выступает на музыкальных фестивалях и даже основал свой бренд звукозаписи Leerraum.
Олафур Элиассон
Кроме природных явлений Олафур Элиассон увлекается плетением из стали. Например, эту сферу он сделал для Мюнхена в 2003 году
Фотография: www.flickr.com/photos/mfellnerphoto
1/6
Огромная ограда Олафура Элиассона в Мальмё
Фотография: Wikipedia
2/6
Еще один объект в Мальмё — «Башня» 2000 года
Фотография: www.flickr.com/photos/claustral
3/6
«Circumscription» — бесконечная лестница во дворе компании KPMG в Мюнхене
Фотография: www.bitrebels.com
4/6
Круглая радужная галерея-панорама в датском городе Орхус, с которой открывается вид на весь город
Фотография: www.flickr.com/photos/totororo
5/6
Знаменитый проект 2003 года в Тейт-Модерн с искусственным солнцем
Фотография: www.flickr.com/photos/wonderferret
6/6
Автор самых известных монументальных иллюзий. Его работы часто связаны с природными материями. Например, в 2003 году он повесил в Тейт-Модерн огромное искусственное солнце из специальных моночастотных ламп, а в 2008 году создал в Нью-Йорке 4 громадных искусственных водопада — все это в рамках долгосрочного «Погодного проекта». В рамках выставки «The Mediated Motion» в Брегенце в 2001 году зрители проходили через залы с водой, деревом, камнем, туманом, а также грибами, ряской и другими вещами, которые обычно не ожидаешь встретить в музее. Еще одно любимое направление Олафура Элиассона — архитектурные инсталляции, одна из которых под названием «Circumscription» выполнена в форме «бесконечной» лестницы.
Источник: http://vozduh.afisha.ru/art/100-millionov-semechek-i-gigantskaya-utka-samye-masshtabnye-installyacii-na-svete/