В Волге наблюдается рекордный спад уровня воды

 С рыболовными снастями житель Волгограда Алексей Рогожин не расстается уже лет 40. Раньше Волга изобиловала рыбой – делится историей рыбак. Любителей поохотиться было пруд пруди, да и называли водную артерию Европы самой могучей. Сегодня, говорит горожанин, рыбалка — скорее ритуал.

Алексей Рогожин, рыболов: «Волге ни воды, ни рыбы».

Плохи дела и у речников. Каждый сброс воды через Волжскую ГЭС и проходящий дождь, пусть и слабый, они воспринимают как манну небесную. Несмотря на то, что в районе Центральной набережной Волгограда от одного берега Волги до другого чуть более двух километров, судам приходится разворачиваться буквально на считанных метрах. Больше половины судоходного канала замело песком.

— Внимание пассажиров! Уровень воды очень маленький, просьба оставаться на своих местах, не вставайте! Капитан теплохода Александр Абрамов вместо доброго утра теперь обращается к пассажирам вот так. Движение — на предельно низких скоростях. Каждый выход на воду как очередной экзамен по вождению.

Александр Абрамов, капитан теплохода: «Мелковато, приходится лавировать между отмелью. Приходится испытывать свои нервы, а также нагрузку на корабль, который по маловодью ходит».

Из-за небывалого падения уровня воды в реке судоходство существенно ограничено. На некоторых направлениях перевозить людей и технику на водном транспорте просто опасно – можно сесть на мель.

Тамара Чулкова, дачница: «Когда едем, пароход аж задевает песок. Это же плохо! Переживаем иной раз».

Александр Евтушенко, дачник: «Воды очень мало, мы без озера остались, оно обмелело».

Уровень воды в Волге достиг критического. Обмеление уже привело к тому, что судам, идущим по реке, пришлось поменять свой фарватер. Сушей оказались сотни гектаров акватории.

Там, где еще в прошлом году было русло реки, сейчас выросли настоящие необитаемые острова. И дело это принимает серьезный оборот. Летом гарантированный судовой ход был 4 метра 20 сантиметров. В августе отметка опустилась до 3,40. Ближе к берегу глубина куда меньше.

Николай Шарыгин, заместитель директора ОАО «Пассажирский порт Волгоград»: «Горизонт либо 0, и бывает -20 и -30. Бывает так, что движение приходится приостанавливать. В апреле 2011 года у нас были проблемы, были вынуждены неделю не работать, потому не было достаточных глубин. Мы не могли пассажиров возить».

Анатолий Быков, руководитель Нижне-Волжского бассейнового водного управления: «Что касается общей такой тенденции за последние годы, погода имеет такое свойство, как цикличность. Мы сейчас переживаем период засушливый, маловодный. Когда он закончится – обычно цикл продолжается иногда 7, иногда 12 лет. Мы уже крайнюю 7-летнюю прошли. Надеемся, что в следующем году вступим в многоводный период».

Катастрофическая нехватка воды сегодня остро ощущается и в верховьях Волги.

Нижний Новгород. В местах, где еще в прошлом году была водная гладь, сегодня – высокие заросли. А есть участки, где реку можно перейти вброд.

Иваново. Здесь дачники бьют тревогу – высохли пруды, из которых поступала вода на полив земельных участков. Скорее всего, этим летом люди останутся без урожая.

В Ярославле из-под воды стали появляться старинные города, которые затопили с открытием водохранилища. Местная Атлантида — город Молога. Поселок несколько десятилетий скрывала водная гладь.

Если ситуация не изменится, то подсчитывать убытки придется не только грузо- и пассажироперевозчикам, разводят руками и берутся за голову экологи. На волоске от гибели тысячи тонн рыбы, а также других речных организмов, которые фильтровали и очищали воду.

Сергей Яковлев, главный ихтиолог ФГБУ «Нижневолжрыбвод»: «Произошли необратимые в некоторых случаях экологические последствия, в результате которых произошло сейчас обмельчание, заиливание и зарастание жесткой растительностью».

Куда делась вода? Твердого и однозначного мнения у экологов нет. Есть только доводы – отсутствие в верховьях реки водных запасов. Сухая весна и аномально жаркое лето. Ученым и перевозчикам остается только уповать на благосклонную осень и зиму. Иначе гибели рыбы в водоемах и остановки речного транспорта вряд ли удастся избежать.

Источник: http://volgograd-trv.ru