В Волжском представили устройство производства тактильной графики

Педагоги Волгограда, Волжского и Урюпинска познакомились с возможностями устройств производства тактильной графики в обучении детей c нарушением зренияВ детских садах компенсирующего вида для ребят с нарушениями зрения в Волгограде, Волжском и Урюпинске прошли семинары «Применение устройств производства тактильной графики в обучении детей c нарушением зрения». В семинарах приняли участие педагоги дошкольного образования, родители детей с инвалидностью по зрению, представителям органов власти.1 июня 2015 Семинар в МДОУ детский сад компенсирующего вида № 92 «Черемушка» городского округа г. Волжский

Семинары прошли в рамках проекта «Развитие тактильного восприятия у незрячих и слабовидящих детей», который реализует Волгоградская ассоциация незрячих специалистов «Надежда» на средства субсидии Правительства Волгоградской области социально ориентированным некоммерческим организациям для реализации социально-значимых проектов. Основная цель проекта — внедрение в коррекционно-образовательный процесс дошкольных учреждений инновационных технологий, основанных на использовании планшетов для рельефного рисования и устройств производства тактильной графики По словам менеджера ВАНС «Надежда» Рыбникова Евгения проект направлен на улучшение качества образования и реабилитации детей: «В рамках проекта были разработана и проведена серия коррекционно-развивающих занятий с детьми c нарушениями зрения «Сказочный мир осязания», основанных на использовании планшета для рельефного рисования «Draftsman» и устройств производства тактильной графики «PIAF». Устройства по созданию тактильной графики, используя специальную рельефообразующую, бумагу способны сделать любое изображение (рисунок, схему) рельефным, а значит, доступным для восприятия детям с нарушениями зрения через осязание. Планшеты «Драфтсман» предоставляют не только слабовидящему, но и тотально незрячему ребёнку широкие возможности к самостоятельному созданию тактильных изображений путём рисования. Занятия по программе проходили в апреле — мае на базе специализированных детских садов в Волгограде, Волжском, Михайловке и Урюпинске. На основе накопленного в ходе них опыта мы и планируем построить данные семинары».1 июня 2015 г. Семинар в МДОУ детский сад компенсирующего вида № 92 «Черемушка» городского округа г. Волжский

Занятия проводились педагогами детсадов по разработанной тифлопедагогом проекта, кандидатом психологических наук, Доцентом кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского социально-педагогического университета Татьяной Малковой программе «Сказочный мир осязания». А трафарету и пособия для программы занятий подготовили студенты Волгоградского социально-педагогического университета: Ершова Юлия, Токарева Ирина, Гладкая Ирина, Смирнова Кристина, Небыкова Ольга.

На семинарах педагоги дошкольных образовательных учреждений продемонстрированы основные результаты использования нового оборудования в обучении и развитии детей с нарушениями зрения.

Тифлопедагог МДОУ детский сад №283 Краснооктябрьского района г. Волгограда Галина Федякина высоко оценила реабилитационный потенциал оборудования: «Изначально мне казалось, что Планшет «Драфтсман» нужен только для детей с глубокими наращениями зрения, но практика работы убедила в другом: он незаменим и для детей с функциональными нарушениями. Детям доставляло удовольствие работать с планшетом. Им нравится, что результат можно потрогать, чего нельзя сделать на обычном листе бумаги. Оборудование позволяет регулировать силу нажима на карандаш, действовать правильно повторяя показанный образец».

Учитель-дефектолог МБДОУ Детский сад № 7 «Золотой ключик» г. Урюпинск Елена Макеева рассказала, что проводила занятия с 10 детьми с нарушениями зрения в рамках данного проекта в течение 43 дней и по результатам диагностики выявила ряд положительных изменений: «Так, у ребят закрепились навыки рисования геометрических фигур, Дети стали лучше ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно называть и показывать середину листа, углы. Улучшились показатели развития формообразующих движений: дети лучше стали передавать в своих рисунках образы животных и человека, точнее прорисовывать отдельные детали».

По мнению учителя – дефектолога МКДОУ Детский сад № 92 «Черемушка» г. Волжский Оксаны Климченко: «Решение коррекционно-образовательных задач с помощью устройства тактильной графики и планшета «Драфсмен», позволяет более эффективно развивать у детей с функциональными нарушениям зрения зрительное и тактильное восприятие, ориентировку, графомоторные навыки, умение сопоставлять и анализировать. А главное дает положительные результаты при осуществлении индивидуальной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения, в условиях коррекционно-педагогического процесса». А её коллега Марина Шерипова отметила, что: «Использование данного оборудования, является эффективным средством, с помощью которого дошкольники побуждаются к познанию предметов и явлений окружающего мира. Использование в работе данных аппаратов отличный помощник в подготовке к обучению в школе».

Отметим, что всё оборудование, использованное в ходе проекта, безвозмездно передано в образовательные учреждения региона и по словам педагогов они продолжат его использование в дальнейшем.

Кроме того, на семинарах тифлопедагог проекта Татьяна Малкова познакомила участников с тифлопедагогическими особенностями самостоятельной подготовки изображений для производства тактильной

графики. Участники семинара смогли прямо на мероприятии подготовить тактильные пособия и оценить их качество, а также «порисовать» с использованием планшета.

В рамках семинаров состоялась презентация сайта — библиотека готовых адаптированных изображений для создания тактильной графики.

Как рассказал менеджер ВАНС «Надежда» Рыбникова Евгения: «Сайт http://blindlibrary.ru — первая в России библиотека изображений для производства тактильной графики. Он создан для популяризации и расширения использования устройств по созданию тактильной графики в коррекционно-образовательном процессе при работе с незрячими и слабовидящими людьми различного возраста».

Библиотека состоит из файлов формата PDF с различными изображениями, специально подготовленными для устройств производства тактильной графики. Изображения разработаны командой проекта, отечественными и зарубежными тифлопедагогами, и доступны всем желающим безвозмездно, без ограничений, без регистрации. Для удобства поиска все изображения структурированы в разделы в зависимости от их темы (животные, растения, транспорт, и др.). Педагоги или родители ребят с нарушением зрения, имеющие устройства по созданию тактильной графики теперь могут не тратить время на самостоятельную разработку того, что уже разработано другими педагогами. Любой посетитель сайта из любой точки России и мира может скачать любое количество изображений, распечатать их на специальной капсульной бумаге и пропустить через устройство производства тактильной графики, превратив их в готовые тактильные пособия и преступить к занятиям. Таким образом, это позволит развить и упростить применение устройств по созданию тактильной графики в образовательном процессе.

Менеджер ВАНС «Надежда» Рыбникова Евгения призвал тифлопедагогов к сотрудничеству «Любой педагог может сам участвовать в развитии библиотеки! Присылайте подготовленные и используемые Вами изображения, и мы разместим их на сайте. Педагоги детсадов Волжского и Урюпинска уже прислали нам свои разработки».

Педагоги дошкольных образовательных учреждений высоко оценили работу Волгоградской ассоциации незрячих специалистов «Надежда» по реализации проекта «Развитие тактильного восприятия у незрячих и слабовидящих детей». Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотой ключик г. Урюпинска Елена Макеева: «Рады что нам выпала честь участвовать в Проекте и получить один из четырёх комплектов оборудования. Это первый проект в истории ДОУ, в котором нам удалось принять участие. На мой взгляд проект уникальный, так как он позволяет повысить уровень обучения детей с нарушениями зрения, с помощью современного оборудования. Понравилась организация проекта, все нюансы были учтены, на ряду с оборудованием были переданы: разработанная диагностика, программа занятий и все необходимые материалы и пособия. Это позволило в короткие сроки провести работу по внедрению в образовательный процесс инновационного оборудования».

Аналогичный семинар пройдёт 15 июня в г. Михайловка на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 5 «Радуга».